Акварели Томаса Гёртина

Томас Гёртин (Thomas Girtin; 18 февраля 1775 — 9 ноября 1802) — английский живописец, мастер акварельного пейзажа. Учился у Э. Дейеса, вместе с которым работал в 1792 для антиквара Дж. Мура. Сопровождая последнего, совершил поездку в Шотландию. В начале 1790-х зарабатывал раскраской гравюр для известного торговца Дж. Смита, у которого познакомился с Тёрнером. Ок. 1794 оба вошли в кружок доктора Т. Монро, где занимались копированием произведений Козенса, Каналетто и др. Гёртин много путешествовал по стране, в 1796 он вновь едет в Шотландию и на север Англии, где были живы романтические воспоминания о Средневековье, сохранившиеся в образах нетронутой природы и архитектуры.

 

В 1797-98 посетил Уэльс. Зрелость пришла к художнику рано. Он достаточно быстро преодолел ограниченность топографического пейзажа, уже к 1794 сложились основные черты его индивидуального стиля. Отметая каноны классицизма, часто отказываясь от разработки переднего плана, Гёртин стремился запечатлеть незамкнутое пространство. Некоторым его композициям присуще свойство панорамности, когда взгляд зрителя беспрепятственно устремляется в просторы и дали. Старинная архитектура, всегда привлекавшая художника, трактуется им как неотъемлемая, естественная часть ландшафта, подобно холмам, рекам, перелескам и пастбищам. В 1802 мастер выставил написанную маслом грандиозную панораму Лондона и планировал то же самое для Парижа, города, в котором жил в 1801-02. Сохранились многочисленные зарисовки с видами французской столицы, изданные посмертно в 1803.

Гёртин усовершенствовал технику акварели, впервые применив всасывающую отбеленную бумагу, отказавшись от монохромной подготовки листа, обогатив тонами чистого цвета и более свободной манерой размывок колорит акварельного пейзажа, наделив его качеством истинной живописности. Эмоциональные произведения художника проникнуты романтическим чувством природы, которое нашло развитие в творчестве Тёрнера, а затем Констебла. Св. 100 произведений Гёртина хранится в Британском музее.

Вот что писал выдающийся английский эстетик Герберт Рид об этом художнике:

«…английские акварелисты всегда «линеарны» и никогда не malerisch [живописны (нем.)]. …То, что эта техника была признана как самостоятельный вид искусства, связано с гением Гёртина, который за свою короткую жизнь создал достаточно шедевров, чтобы определить русло будущего развития английской пейзажной живописи. Не часто представляется возможность доказать влияние (которое далеко не всегда подразумевает подражание), и что касается техники, то тут единственной находки достаточно для отклонения хода развития художника. Существует, конечно, немало документальных свидетельств того, что и Констебл, и Тёрнер изучали Гёртина с большой пользой для себя. Что же касается того, насколько затормозилось бы их развитие без Гёртина, то данный вопрос остается дискуссионным. Следует помнить, что Гёртин умер в возрасте двадцати семи лет, а между тем он был, возможно, самым выдающимся художником из этих троих: поражает сочетание его способностей с интеллектом. Не только рука, но и ум его был непринужденным» (Г. Рид «Философия современного искусства»).

Taken by Марина » Posted on Май 15, 2010 » Filed in ARTgallery, Painting » Link

Comments

Я не робот.

Метки

Подписка

Введите ваш email: